основные экстремисткие группировки
Крупнейшие террористические акты Андижанские события Источники финансирования Терроризм в Центрально-Азиатском регионе Международная борьба Узбекистана с терроризмом
Регионы Терроризма:

НИКТО НЕ СМОЖЕТ СВЕРНУТЬ НАС С ИЗБРАННОГО ПУТИ

Заявление и ответы Президента Республики Узбекистан на вопросы корреспондентов на пресс-конференции для республиканских и зарубежных средств массовой информации в связи с событиями, происшедшими в городе Андижане 12-13 мая 2005 года

Ислам Каримов. Уважаемые участники пресс-конференции!

Вас всех интересуют и, разумеется, волнуют события, которые имели место вчера в Андижане. Поэтому, прежде чем ответить на ваши вопросы, я коротко изложу ход событий, которые произошли в ночь с 12 на 13 мая, и все то, что произошло вчера, 13 мая, в городе Андижане.

Позвольте сделать небольшое отступление. Сегодня в сообщениях по российскому телевидению услышал выражение "восставшие" о группе лиц, совершивших преступные действия в Андижане. В связи с этим я призываю вас, аккредитованных в Узбекистане журналистов, которых я искренне уважаю, быть все-таки корректными и осторожными при употреблении тех или иных выражений.

Тех, кто вчера или позавчера вышел ночью и совершил преступные акции на территории города Андижана, никак нельзя назвать восставшими.

Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, что в ночь с 12 на 13 мая около 00 часов 30 минут группа вооруженных преступников, - я считаю именно это выражение наиболее подходящим, - подошла к расположению батальона патрульно-постовой службы. Пользуясь недостаточной бдительностью, преступники проникли на территорию батальона, расстреляли четырех человек, которые несли дежурство, затем вскрыли склад оружия, захватили несколько автоматов, пистолетов, гранат. После этого они покинули эту территорию и направились, по дороге присоединяя к себе отдельных таких же, как они сами, людей, к территории, которую занимает воинская часть. Когда они подошли к воинской части, было около 1 часа 30 минут. Они ворвались на территорию, опять же расстреляли четыре-пять человек, которые несли дежурство, причем, наверное, недостаточно бдительно, и захватили дополнительно еще несколько десятков оружия - автоматы, гранаты и два ручных пулемета. Захватив все это, преступники вывезли с территории этой части тяжелую машину ЗИЛ-130. Затем на этой машине направились к территории следственного изолятора. Они разбили ворота, протаранив их машиной ЗИЛ-130, ворвались на территорию этого учреждения и освободили практически всех заключенных - около 600 человек.

Среди заключенных были и те, кто присоединился к преступникам. Дальше захватывали на улицах встречавшиеся им машины, одним словом, начали разбой. На захваченных автомобилях они с криками и стрельбой в воздух проехали по улицам города и приблизились к трем объектам. Первым стало здание УВД, второй объ­ект - здание службы безопасности области и третий объект - здание областного хокимията. В здании областной администрации, разумеется, в это время практически никого из служащих не было, были только безоружные люди, которые дежурили. Вы знаете, что у нас нет специальной охраны зданий местных администраций.

Подойдя к зданию хокимията, они захватили его, как и примыкающие к нему здания - весь комплекс, обнесенный оградой из железной решетки. И начали вакханалию. Что касается тех, кто подошел с оружием к зданиям областных УВД и CНБ, то, естественно, они встретили отпор несших там службу людей и не смогли завладеть этими зданиями.

При этом подчеркиваю одну очень важную деталь - по дороге преступники захватывали тех, кого считали нужным, брали их в заложники. Число заложников, по предварительным расчетам, составило не менее 20 человек. Повторяю, брали в заложники не всех, кто попадался среди ночи по дороге. По какому принципу они отбирали заложников - уже второй вопрос, это выявит следствие.

И вторая деталь, на которую также очень важно обратить внимание: взятых заложников они завели в здание хокимията, связали их веревками и, по сути дела, издевались на ними почти сутки. Одновременно с захватом здания областного хокимията они начали обзванивать своих родственников, жен, членов семей, требовать, чтобы те пришли к зданию администрации и расположились вокруг него в качестве живого щита. Повторяю, они обзвонили всех, пока захватывали здание, практически одновременно стали подходить члены их семей - женщины, старики, малолетние дети. Они расставили их вокруг здания областного хокимия­та, создавая живой щит для себя.

Я прошу иностранных журналистов, чтобы они записали именно эти моменты - насколько это бесчеловечно, насколько это идет вразрез с нормами гуманизма. Сами подумайте - причем здесь женщины, дети, старики? Но, повторяю, вокруг здания в общей сложности собралось около 300 человек - женщины, дети, старики.

Вот та ситуация, которая имела место около 6 часов утра. Таким образом, в 00 часов 30 минут они начали и к шести часам утра практически уже добились своей цели - освободили преступников из мест заключения, захватили здание областной администрации и осадили здания милиции и областного управления службы безопасности. Вот ситуация, которую я застал, приехав в Андижан.

В город я прилетел в семь тридцать утра. Информация поступила ночью - по телефону мне позвонил министр внутренних дел Алматов. Когда он проинформировал меня о происходящем, было без пятнадцати минут два часа ночи, а в семь тридцать я уже был в Андижане.

В том, что я сказал здесь, нет ничего, кроме фактов. Вы заметили, что я до сих пор никаких комментариев не давал. Дальше, когда будем говорить о событиях, как человек, который непосредственно был там и практически участвовал в процессе нейтрализации этой ситуации, я дам свои комментарии.

Первое, что мы сделали - создали небольшой штаб, перед которым была поставлена задача нейтрализовать возникшую ситуацию и освободить заложников, освободить здание местной администрации от этой преступной банды, которая ставила перед собой далеко идущие планы. Конкретно об этих планах я скажу несколько позже, поскольку в ходе переговоров они были четко выявлены.

Таким образом, был создан штаб, распределены силы, которые должны были блокировать здание областного хокимията, блокировать другие здания - областной милиции, областного управления СНБ, а также взять под охрану те важнейшие объекты, где могли быть взрывоопасные вещества, - бензоколонки и другие объекты.

На улицах, по которым ночью проходили бандиты, остались десятки сожженных автомобилей, грузовиков и т.д. Все три улицы, на пересечении которых находится здание областного хокимията, были перекрыты легковыми автомашинами, которые были подожжены. Было сделано все, чтобы стал невозможен доступ к зданию. На крышах областного хокимията и другого административного семиэтажного здания рядом, входящего в комплекс, преступники выставили снайперов. Очевидно, что бандиты тщательно подготовились.

Сотрудники правоохранительных органов и тех дополнительных сил, которые мы мобилизовали, к комплексу зданий областного хокимията не подходили вплоть до шести часов вечера 13 мая. Повторяю, ни один военнослужащий не подходил близко к зданию областного хокимията. Можете спросить: "Почему?" Для того, чтобы создать максимально благоприятную обстановку для проведения переговоров. Это было мое личное указание - не подходить к зданиям, не подставляться снайперам. И создать, повторяю, создать все условия для мирных переговоров, чтобы в страхе не стреляли в кого-то.

Переговоры с нашей стороны вел министр внутренних дел Закир Алматов и руководитель областной администрации Сайдулла Бегалиев. Подключались и другие, но в основном - эти лица. В первую очередь мы выявили, кто формально, я подчеркиваю это слово - формально, является руководителем всей этой группировки. У них было достаточно мобильных телефонов, и мы установили номера их, затем с этим формальным лидером стали вести переговоры по телефону. Мы им задали простой вопрос: "Что хотите?" И поставили им наше условие: освободите заложников, покиньте здание, никто вас пальцем не тронет, мы готовы подогнать автобусы, и вы сможете сесть в них, даже со своим оружием.

Сказали им: хоть с оружием, скажите только маршрут, по которому хотите выехать, мы готовы вас сопроводить.

Первоначально руководитель, который вел переговоры с их стороны, согласился, но только поставил условие: "Вы там задержали шесть человек из наших людей, привезите их и отдайте нам, после этого мы сядем в автобусы и поедем". Мы согласились. Но после того как мы согласились и настало время исполнять достигнутое соглашение, раздался очередной телефонный звонок, который показал, что их первое требование было лишь пробным шаром.

Вас, журналистов, наверняка интересует вопрос: какие же цели они преследовали на самом деле, каковы были их главные требования? Отвечаю: они потребовали, чтобы из мест заключения освободили не только тех шестерых, но и всех их идеологов и подельников, которые находятся в заключении и в Ташкентской, и Навоийской областях, и в других местах. Разумеется, мы с такими наглыми требованиями не могли согласиться.

Я хочу остановиться на этом подробно, чтобы кое-кому не приходилось придумывать, заниматься инсинуациями.

Мы не могли согласиться с их требованиями. Хотя вначале среди членов штаба были и колеблющиеся: почему бы их не привезти и не отдать? Были даже распоряжения по телефону о том, чтобы подготовили самолет для этого. Но потом, здраво рассудив, решили, что если мы сейчас согласимся, то этот инцидент может привести к тому, что завтра будут десятки таких захватов по всей территории Узбекистана: там захватят детский сад, там - школу или больницу, как это имело место в Чечне, вы все это хорошо знаете, в поселке Буденновск Ставропольского края. И потребуют опять выполнения тех или иных условий: того освободи, этого отпусти. Вплоть до того, чтобы объявить Узбекистан исламской республикой, объявить об отказе от каких-то конституционных положений - все это не исключено.

Пойти на такие требования означало, что мы создаем большой прецедент. Прецедент, на который ни одна страна в мире не пойдет, и вы прекрасно знаете это. Политические условия, которые ставились той стороной, для нас не были и никогда не будут приемлемыми.

Как я уже сказал, мы имели возможность перехватывать телефонные разговоры тех, кто находился в здании хокимията. Так вот, после того, как мы дали согласие на первое их требование, состоялся телефонный разговор с городом - отец дал поручение сыну: "Поднимай народ, они дали задний ход!"

К 13 часам мы сообщили им о категорическом отказе в выполнении предъявленных наглых требований. Наши службы, мобилизованные военнослужащие все еще не подходили к зданию. Мы им сказали: "Даем вам время, подумайте, даем гарантию того, что никого, ни одного из вас не тронут. Вот вам автобусы. Они уже стоят. Хотите - садитесь и уезжайте, хотите - сдавайте оружие и возвращайтесь в свои дома". Да, и такое условие тоже было поставлено: сдавайте оружие и возвращайтесь в свои дома.

Скажите, какие еще условия мы должны были им поставить? Мы будем, конечно, расследовать это дело, выявлять причины: кто и где допустил нарушение закона и т.д. И если у вас какие-то требования вполне законные, если вы, допустим, недовольны тем, что в городе Андижане судят нескольких фанатиков, которые проповедовали лозунги "Хизб-ут-Тахрир", мы готовы разбираться во всем этом. Если где-то был нарушен закон, если где-то кого-то арестовали незаконно, то мы будем рассматривать эти вопросы.

Заявляю категорически - им было сказано: сдавайте оружие, никто вас не тронет, будем разбираться в установленном законом порядке. Ваша жизнь никому не нужна, кроме вас самих. Власть не заинтересована в том, чтобы появились новые трупы дополнительно к тем жертвам, которые уже есть. Это было предложено им несколько раз.

До шести часов вечера никто близко к зданию не подходил. Но когда стала приближаться ночь, мы приняли решение поближе подойти к зданию и блокировать его более плотно. Примерно в 19 часов 30 минут они поняли, что к зданию подходят серьезные силы. Сверху барражировал вертолет, чтобы дать знать снайперам: мы сумеем их достать. И они приняли решение действовать на опережение - прорываться из здания хокимията. Тремя группами они прорвались через основные выходы и ушли по трем направлениям за пределы города. Естественно, было организовано преследование. Какое количество жертв было в результате всего этого - я сейчас достоверно вам сказать не могу. По нашим расчетам, со стороны правоохранительных органов погибло более десяти человек, с их стороны, конечно, намного больше. Было ранено около ста человек и с той, и с этой стороны.

Преследование было приостановлено около одиннадцати часов ночи. Утром оно было возобновлено. За ночь они могли раствориться на территории самой Андижанской области или просочиться через границу на территории Джалалабадской и Ошской областей Кыргызстана.

Таков был ход событий, которые имели место за истекшие сутки на территории города Андижана.

Теперь перейду к комментариям по поводу этих событий. В трагических событиях, которые произошли в Андижане, просматривается попытка воспроизвести все то, что происходило в Кыргызстане за последние годы и в последнее время. Это первый мой вывод. Сегодня не надо никому доказывать, и жизнь это четко подтверждает, что ни одно долго продолжающееся противостояние, бурлящие, как в котле, события, не могут длительное время происходить только в рамках одной страны. На примере Афганистана мы убедились, что долгое противостояние, гражданская война или тому подобное, что связано с нарушением стабильности, происходящее длительное время на территории одной страны, одного государства, не будет оставаться в его пределах, обязательно перехлестнет через границы и перейдет на территорию соседних стран.

Что касается событий в Кыргызстане - о причинах и основных факторах их возникновения я сейчас подробно говорить не буду. Скажу только, что в Кыргызстане очень долго накапливалось недовольство населения - так называемый протестный потенциал. Это недовольство сочеталось, прежде всего, с глухотой правительства и лично бывшего президента страны.

Конечно, я сейчас не буду повторять все то, что сегодня пишется в кыргызской и зарубежной печати: коррупция и все прочее. Это уже вопрос другого плана. Второй фактор, который явился причиной событий в Кыргызстане, - слабость власти, доходящая до полного ее отсутствия. И все это неминуемо должно было привести к взрыву.

Это, можно сказать, как в физике: накапливается в котле пар и стремится к выходу. И если не дать этому пару выхода, то котел может просто взорваться. Другого исхода не бывает. Поэтому все, что имело место в Кыргызстане, вполне закономерно и, я бы сказал, объяснимо с точки зрения логики. Повторяю, с точки зрения причинно-следственных связей.

Когда много говорят о так называемых внешних причинах, я еще раз скажу то, что повторял много раз и по отношению к Грузии, и по отношению к Украине: так называемое внешнее вмешательство эффективно только тогда, когда срабатывают первые две причины. Первая, как я уже сказал, - недовольство населения, его социальное бесправие, безысходность. Люди начинают понимать, что им некуда обращаться. Вторая - это отсутствие внятной политики со стороны правительства, когда оно только обещает, но практически ничего не делает, более того, погрязло в коррупции. Двигая реформы, руководство страны должно было сделать все, чтобы население увидело "свет в конце тоннеля", как это принято говорить. Когда люди это почувствуют, тогда и "пар выйдет из котла", и не будет социального взрыва. А если этого нет, то тогда и наступает та самая ситуация, когда внешние силы могут использовать в своих интересах сложившуюся обстановку, повернуть дело так, чтобы сила "накопившегося пара" - недовольства людей - была направлена в нужное им русло, выявить тех, кто сможет стать лидером, кто завтра будет в состоянии контролировать ситуацию и, разумеется, войти в состав нового правительства. Можно сказать, сменить элиту - старая уходит, новая приходит.

В процессе подобной "смены декораций" принимают самое активное участие внешние силы. Они долгое время готовят потенциальных лидеров, пестуют их.

Должен отметить, что каждое государство, каждая страна переживает такие события по-своему. И я считаю абсолютно неуместным сегодня связывать события в Грузии, на Украине и Кыргызстане в единое звено. У каждой страны своя судьба, своя ситуация.

Поэтому абсолютно непродуктивны все эти попытки называть одни события "революцией розовой", другие - "оранжевой", третьи - "тюльпановой". Все это, с позволения сказать, вытянутые за уши версии, тщетная попытка как-то объединить совершенно разнородные события.

Разумеется, есть кое-что общее, но в каждой стране, повторяю, события происходят в соответствии с той обстановкой, той ситуацией, которые в этой стране имеют место. Менталитет народа в этих странах абсолютно разный. И причины, которые привели к этим событиям, - имеются в виду так называемые "цветные революции", - совершенно разные.
С обстановкой в Кыргызстане я давно и хорошо знаком, и могу сравнить ее с обстановкой и в Грузии, и на Украине.
Можете сколько угодно называть события в Кыргызстане "тюльпановыми", а на Украине, как там называли, "оранжевыми", но это одни слова.

Кстати, я уже много лет утверждаю и сейчас еще раз скажу, что я категорически против всяких революций, я - за эволюционный путь развития. То есть все события должны развиваться с учетом тех объективных закономерностей, которые в мире существуют. Кто-то на словах может и игнорировать эти законы, но и они наверняка признают: "Да, объективная реальность существует, есть объективные законы". Если кто-то думает, что через этап общественного развития можно перепрыгнуть, например, из стадии рабовладельческого строя перейти на стадию развитого буржуазного строя, то он жестоко ошибается. Сами подумайте, как можно с феодального строя, где доминируют патриархальные, родовые интересы, более того, где клановые интересы являются решающим фактором, одним прыжком оказаться в демократическом государстве?

Если хотите, в Кыргызстане существует именно такое обстоятельство - один клан борется с другим за кусок государственного пирога. О какой революции тут можно говорить? Как ни смотри, родовые отношения - это все же признак феодального строя. И как можно с такого этапа или, если хотите, режима перескочить на режим, который называется развитой демократией или, пусть, переходной демократией?

Я не буду дальше продолжать эту тему, а хочу только сказать: внешнее вмешательство, о котором так много говорят, конечно, имеет место. Но, повторяю, оно ничего не сможет сделать, если есть согласие между государством и населением. Если правительство понимает настроение людей, их чаяния и устремления, знает, что хочет народ сегодня и какие у него планы на завтрашний день, какие решения народу понравятся и будут им поддержаны, а какие отвергнуты, одним словом, если существует взаимопонимание между государством и народом, то никакие внешние влияния или воздействия не в состоянии сделать что-либо ни в одной стране.

Суммируя все сказанное, можно считать, что происшедшие события являются результатом многих факторов. И нельзя отрывать один от другого. Надо рассматривать их в единстве, учитывать влияние каждого, тогда и появится цельная картина, все станет понятным.

Чрезвычайно опасно, когда возникает нездоровая ситуация, когда этой ситуацией хотят воспользоваться темные личности и когда элемент толпы, элемент хаоса, беспредела выплескивается на улицы и площади и люди превращаются в толпу, которая не воспринимает здравый смысл. В такой ситуации толпой практически никто уже не в состоянии управлять. То есть уже толпа начинает задавать тон, как управлять всеми. Отдельные люди, отдельные силы пытаются взобраться на гребень волны этих событий для того, чтобы добиться своих целей, которые они первоначально ставили перед собой, потворствуя возникновению неуправляемой толпы.

События 24 марта в Бишкеке по сути дела показали: то, что совершилось, было в полной мере неожиданным и для оппозиции, и для власти, и для тех, кто очень внимательно следил за этими событиями и кому очень хотелось подготовить своих лидеров, только на этот раз кыргызских. Но ситуация оказалась не такой, как они рассчитывали. События развивались такими темпами, что процесс вышел из-под контроля, нарушив всевозможные планы.

Здесь тоже есть над чем подумать - это очень серьезный вопрос.

Поэтому, если все это применить к нашим условиям, то можно сделать следующий вывод: спровоцировать людей выйти на улицу и затем использовать синдром толпы для того, чтобы потом через него управлять процессом - такова суть событий в Андижане.

Если смотреть через эту призму, то очевидно: андижанские события не произошли спонтанно. Сегодня у нас достаточно данных, и они говорят о том, что на подготовку выступления в Андижане организаторам потребовалось минимум три-шесть месяцев. Скоординированность того, что произошло на улицах Андижана, и особенно действия при захвате хокимията, свидетельствуют, что все было где-то запрограммировано, все заранее было рассчитано и предусмотрено.

Какую цель преследовали те, кто организовал все это? И кто они? Какое течение и какую силу они представляют? Я заявляю, что, по имеющимся у нас данным, это одно из течений "Хизб-ут-Тахрир". Сегодня мы знаем имена всех руководителей, которые организовали все это, а потом заседали в здании хокимията. И все они принадлежат одному из течений "Хизб-ут-Тахрир", которое в Андижане называется "Акрамия". Их идеи, их целевые задачи по сути ничем не отличаются от целей "Хиз­б­-ут-Тах­рир". И они, в конечном счете, имеют целью объединение всех мусульман и создание так называемого мусульманского халифата. И чтобы в нем действовали средневековые шариатские законы - вот что они проповедуют.

Их конечная задача - создание так называемого халифата, который бы объединял всех мусульман. Они категорически против любого конституционного строя и светского пути развития. На что эти преступники надеялись? Они надеялись на то, что события будут развиваться по "кыргызскому" сценарию. Они хотели неделями, а то и месяцами творить вакханалию, как это было в Оше и Джалалабаде, где власть практически ничего не делала, только наблюдала. Преступники считали, что и здесь местная и центральная власти не проявят твердости. Следующий вопрос, на который я хотел бы обратить ваше внимание: они надеялись, что население Андижана их поддержит. План был простой - захватить администрацию и поднять народ.

Если бы мы на самолете привезли тех лидеров, которых они требовали освободить, это дало бы им мощный импульс для реализации их пла­нов, появились бы люди, которые вышли бы на площади в надежде собрать такую же толпу, какая опро­кинула центральную власть в Бишкеке 24 марта.

И всю ночь, когда преступники сидели в здании областного хокимията, они пытались по телефону расшевелить тех, кто находился за пределами этого здания - в городе и прилегающих районах, старались, чтобы люди услышали их призыв и пришли на площади города Андижана. Они прикрывались женщинами и детьми, пытались спровоцировать, чтобы стреляли в женщин и детей, и чтобы они пришли на эту площадь и их подняли бы на щит.

Да, у них был заранее разработанный план, который поддерживался теми, кто совершил такие же действия на территории Джалалабада и Оша. Сценарий один к одному: хотели начать с Андижана, а оттуда уже двигаться в сторону Ташкента.

Они не учли, что ситуация в Узбекистане абсолютно отличается, хочу повторить, абсолютно отличается от ситуации в Кыргызстане. Настроение людей, волеизъявление народа абсолютно не совпадают с теми, которые имели место в Кыргызстане. И в этом отношении те, кто эти планы составлял, глубоко заблуждались.

Я не буду говорить о Грузии и Украине, пусть это оценят те люди, которые лучше знают ситуацию в этих странах, но считаю нонсенсом попытки отдельных, достаточно уважаемых лидеров связывать то, что случилось в Кыргызстане, с распространением свободы и демократии.

Нельзя искусственно эти процессы подвести под любимый лозунг, под доктрину распространения свободы и демократии. Скажите, как можно назвать вооруженное выступление в Андижане? Как оценить события, если самым наглым образом были расстреляны военнослужащие, организовано беспрецедентное нападение на воинскую часть, изъяты десятки автоматов, захвачено здание областного хокимията? Ведь это была попытка свержения конституционной власти. Захватывают здание администрации, ставят на крыши снайперов, прикрываются детьми и женщинами и заявляют о своих абсурдных притязаниях. Скажите, что обо всем этом можно говорить? Можно ли таким путем насаждать свободу и демократию?

Тот, кто назовет события в Андижане "восстанием" и попытается усмотреть в преступных действиях религиозных экстремистов благую цель распространения демократии и свободы, будет, мягко говоря, очень далек от истины.

Попытки развивать демократию, попытки ускорить, форсировать демократические процессы в странах, которые из-за определенных исторических условий в настоящее время пока далеки от стандартов демократии, попытки искусственно насаждать идеалы демократии могут привести к обратному результату - к возникновению ситуации, которой может воспользоваться третья сила. И эта третья сила - радикальный ислам.

В Центральноазиатском регионе, где не менее 80 процентов населения исповедует ислам, такая ситуация может стать очень удобным случаем для разного рода и масти экстремистов и так называемых исламис­тов. Да, мы должны стремиться к тому, за что ратуют Запад, страны развитой демократии. Но сегодня даже такой признанный сторонник демократии, как Збигнев Бжезинский, признает, что нельзя экспортировать или импортировать демократию. Это может привести к серьезным трагическим последствиям. Я уважаю Збигнева Бжезинского как очень умного, мыслящего человека, если хотите, как прозорливого политика, прогнозы которого, как правило, сбываются. Я не говорю о том огромном авторитете, которым он пользуется на Западе.

Так, даже он говорит, что нельзя экспортировать эти процессы, все должно проходить эволюционным путем, по мере созревания соответствующих условий, по мере того, как меняется мышление человека.

Ни один президент, ни один лидер не сможет остановить закономерный ход развития демократических процессов, рост уровня демократического мышления людей. Если кто-то встанет поперек этому, то его просто опрокинут - это объективный процесс.

Я бы порекомендовал отдельным журналистам остерегаться ненужных сентенций: мол, там уже ушли такие-то, а тут еще остался другой, князек удельный, или еще что-нибудь в этом роде. И злорадно потирать руки: "А чья следующая очередь?"

Ну, нельзя так неуважительно, пренебрежительно относиться к той ситуации, которая имеет место у нас в регионе. Это реальность, которую надо учитывать, реальность, с которой надо считаться. Я не прошу о том, чтобы вы меня уважали. Я хочу, чтобы вы уважали тот народ, который имеет право сам избрать дорогу. Народ, который уже идет по пути демократии. Такая цель поставлена. Если бы меня спросили о самом главном нашем достижении, то я ответил бы так: это новый человек, который сильно отличается от человека 90-х годов прошлого века. У этого человека уже другой уровень мышления. И к нему сегодня нельзя относиться пренебрежительно.

Возвращаясь к событиям в Андижане, хочу отметить, что среди боевиков были представители соседних стран. Если бы не было помощи извне, если бы не было долгой подготовки, у них ничего не получилось бы. Что в итоге? Погибли мирные люди, погибли молодые люди. Мы должны сделать выводы из этих событий. Я далек от мысли, что мы вышли победителями из этой ситуации. Это большая трагедия для всего нашего народа.

В. Ниязматов, корреспондент агент­ства "РИА-Новости", Россия. Ислам Абдуганиевич, Вы сказали, что экстремисты принадлежат ветви ваххабизма, незнакомой большинству людей. Нам бы хотелось узнать, эти люди раньше тоже совершали противоправные действия или это их первая стычка с властью?

Ислам Каримов. Ну, во-первых, я хочу сказать, что если сейчас спросить даже у очень грамотного человека, обладающего религиозным знанием, учившегося в медресе и высшем духовном учебном заведении, чем отличается ваххабизм от "Хизб-ут-Тахрир" или "Братьев-мусульман", или, как в данном случае, от так называемой "Акрамии", думаю, не получим вразумительного ответа. Но есть одна общая черта, которая их всех объединяет. Они, в сущности, проповедуют неприемлемую для нас цель - построение теократического государства, так называемого мусульманского халифата. Их объединяет ненависть к светскому пути развития, абсолютное, я хочу еще раз подчеркнуть это для западных журналистов, неприятие конституционного, светского пути развития.

Мы избрали путь демократии, избрали путь светского развития и поэтапно движемся к тем стандартам, которых достигли развитые страны. Да, мы ничего нового не изобретаем. И хотим построить такое же общество, которое есть во Франции, Нидерландах, Бельгии, Италии, Испании и в тех же Соединенных Штатах. Мы хотим создать такую систему, как в Японии или в Южной Корее. Демократия, она везде одинаковая. Ее основные принципы понятны - это власть народа, это воля народа, это свободные, открытые выборы, которые являются неотъемлемой частью демократического развития. Это гражданское общество, которое, в конечном итоге, является самой высокой степенью развития любой демократии.

Эти принципы не приемлют все эти экстремистские религиозные течения. Вы спросили про ваххабитов, но в данном случае хочу уточнить - это "Хизб-ут-Тахрир", чтобы не было потом никаких коллизий или каких-либо претензий в наш адрес, потому что есть страны, где ваххабизм является официальным направлением религии.

Что такое халифат? Халифат существовал 30 лет после пророка Мухаммеда. Даже наш пророк Мухаммед говорил, что пройдет время и потребности в халифате не будет. Позже идея халифата возникала не раз, в последний раз - в конце XX века. Те, кто проповедуют идею халифата, особенно представители течения "Хизб-ут-Тахрир", значительно укрепили свои позиции в Средней Азии, как ни странно, в 80-е годы прошлого века.

В первые годы нашей независимости мы считали, что теперь свободны, у нас теперь то, другое, третье, теперь мы члены ООН, теперь мы двинемся по пути демократии и вообще дальше все будет в ажуре. Мы освободились от советской идеологии, от коммунистической идеологии, а чем стал заполняться тот вакуум, который возник на месте старой идеологии? В регион стали стекаться эмиссары от всевозможных и не всегда безобидных течений мусульманской религии. На каждом шагу предлагали строить мечети, и строили, пока мы не опомнились. Это делается и у наших соседей, вы знаете. Ну, например, в Южном Казахстане сейчас 1500 мечетей, из них 500 не имеют регистрации. Предлагают кредит, а то и вовсе бесплатно построить мечеть.

Повторяю, пользуясь идеологическим вакуумом после краха коммунистических идей, "Хизб-ут-Тахрир" пустил глубокие корни в странах Центральной Азии, а в Узбекистане - в Ферганской долине. В городе Ташкенте тоже такие проявления есть. Эти люди, разумеется, нам известны.

Мы стали уточнять, кто из них оказался в здании хокимията, путем отбора пришли к конкретным фамилиям. Сегодня я могу четко заявить - да, это представители "Хизб-ут-Тахрир", так называемые "акрамисты". По нашим данным, эти люди являлись проповедниками "Хизб-ут-Тахрир", но мы их не трогали. Мы просто знали, что они этим делом занимаются. Пока они не переступали границу, у нас не было основания их задерживать. Но раз они совершили эти преступления, то должны нести ответственность.

Кстати, в последнем телефонном звонке из Андижана сообщили, что главари преступников скрылись. Тех, с кем мы вели переговоры, не нашли. Они скрылись, растворились. То есть подставили молодежь. Вот вам и вся их идеология. Подставили безвинных молодых людей, которые не могут сориентироваться в ситуации, а сами скрылись и завтра объявятся где-нибудь за границей. Когда-то Афганистан был таким местом, где давали "крышу" убийцам, террористам и т.д. Я не знаю, какая теперь страна приютит преступников, но, думаю, что еще есть вокруг нас такие.

Ю. Черногаев, корреспондент радио "Немецкая волна". Ислам Абдуганиевич, Вы сказали: есть основания думать, что 3-6 месяцев велась серьезная подготовка. Можем ли мы уже сегодня сказать, где, на территории какой страны велась эта подготовка? Вы сказали также, что были прослежены звонки за территорию Узбекистана, в Кыргызстан и в Афганистан. Был ли звонок в Кыргызстан, например, в Баткент, еще куда-то, то есть можем ли мы более детально проследить географию? И, если можно, скажите, пожалуйста, сколько бандитов ушло?

Ислам Каримов. Начну с последнего вопроса. Мне сегодня сообщили, что около десяти человек или даже чуть больше просто скрылись. Точное число сейчас уточняется. Надо идентифицировать обнаруженные тела, пока мы не идентифицируем тех, кто там найден, все сообщения будут недостоверными.

Что касается телефонных звонков конкретно, то мы проследили один телефонный звонок в Афганистан, другой - в Ош, а третий - в Джалалабад. В них, в основном, речь шла о парадных заявлениях, что добились того и этого, а также о каких-то радужных, на их взгляд, перспективах.

Теперь о вашем первом вопросе - подготовке. Я давно уже говорил, в том числе и тогда, когда совершались теракты 30 марта прошлого года в Ташкенте, потом в конце июля опять же в Ташкенте, о том, откуда главные заказчики, где они сидят. Ясно, что всех заказчиков мы назвать не можем, но главные - это экстремистские группы, которые обладают большими финансовыми средствами. Мы можем только сказать, откуда поступают средства, назвать источники таких средств.

А что касается конкретики, тогда было ясно, что управлял всеми этими некий Джалалов, ваххабит из Узбекистана, который обосновался в Пакистане. Другой - Баймирзаев, уроженец Кыргызстана, имеет гражданство Кыргызстана и Казахстана, обосновался в городе Шымкенте. Сейчас он арестован, над ним идет суд в Казахстане.

Но нельзя думать, что все организовывают один или два человека. Согласитесь, что один человек, даже самый богатый и могущественный, не в состоянии все это организовать. Это, прежде всего, экстремистские группы, обладающие большими возможностями, прежде всего финансовыми.

Что касается вчерашних событий в Андижане, то хочу сказать, что основной центр, где они планировались, - это юг Кыргызстана и территория самой Ферганской долины. Повторяю, это пока предварительные данные. Не исключено, что многие международные преступники, которые поднаторели на таких вещах, принимали в этом участие. Кстати, среди раненых мы имеем одного гражданина Кыргызстана, по национальности кыргыза, не говоря уже о раненых узбеках, которые живут на юге Кыргызстана. Так что факты - достоверные, не только достоверные, но и документальные.

Н. Коулман, корреспондент агентства "Франс-пресс". Господин Президент, можно ответить на вопрос о том, кто дал приказ или начал стрелять вчера первым? И еще вопрос. Сегодня есть сообщения, что еще собрались люди в Андижане. Какие меры будут предприняты?

Ислам Каримов. Первый Ваш вопрос. Кто дал команду стрелять по людям, которые несли службу в патрульно-постовом батальоне, что в результате убиты четыре человека, - я не знаю. Кто давал команду стрелять по воинской части, по бригаде и убивать военно­служащих, в том числе офицеров, - я этого тоже не знаю. Но я знаю, что Вас интересует другое. Вас интересует, кто же дал команду стрелять в бандитов. Вас ведь это беспокоит, потому что это "жареный факт". И на этом факте вы сможете заработать очки и соответствующие дивиденды.

Мне интересно, почему Вы не спросили: кто дал команду стрелять в военнослужащих? Если бы Вы поставили вопрос именно так, то я бы сказал, что Вы - объективный журналист.

Тем не менее, я отвечаю на Ваш вопрос, я никогда не уходил от ответа. Стрелять в бандитов команду никто не давал. Я Вам всю эпопею уже рассказал, но повторю еще раз. Никто в них не стрелял, а когда они поняли, что их блокируют, причем все плотнее, - я хочу, чтобы вы четко обозначили это, - когда они поняли, что их блокируют плотно, они тремя группами вырвались из здания примерно в 19.40 и ушли в трех направлениях.

Группа преследования начала их преследовать по всем трем направлениям. Ну а когда преследуют, убегающие отстреливаются - и это естественно. Таким образом, происходит то, что происходит. Вы, наверное, согласитесь, что если бандиты отходят и стреляют в тех, кто их преследует, те тоже будут стрелять. Вот ответ на Ваш вопрос.

Теперь ответ на второй вопрос. Да, действительно, сегодня возле здания хокимията собралось около 200 человек, в основном старики, женщины - родственники тех, кто занимал вчера здание хокимията. В общем, те, кто "болеет за своих", за близких, даже если они преступники. Это вполне понятно. И они высказывали свои суждения, свое возмущение.

Но есть жесткое, конкретное указание министра внутренних дел, который руководит штабом: по отношению к ним не применять никаких силовых действий. Сейчас с ними работают руководитель города, представители общественности. Еще раз повторяю, когда я сегодня звонил по телефону, категорически запретил даже физическую силу применять, не то что военную. Категорически запретил. С женщинами, стариками и детьми в Узбекистане никто не воюет. Вот если бы Вы написали об этом, то я был бы Вам благодарен.

И. Рискин, корреспондент 1-го Российского телеканала. Господин Президент, скажите, пожалуйста, можно ли в этом случае говорить о том, что происшедшее в Андижане - в каком-то смысле вина или недоработка силовых структур Узбекистана, и будете ли Вы делать какие-то выводы, будут ли какие-то взыскания и, может быть, какие-то жесткие решения по отношению к силовым структурам Узбекистана?

Ислам Каримов. Вы себя представьте на моем месте. Я целые сутки пробыл там, не просто сидел, а принимал участие в принятии решений по многим очень важным вопросам. Естественно, в том, что произошло при нападении на патрульно-постовую службу, на воинскую часть - в том, что были жертвы, естественно, есть вина и тех, кто нес службу. И тех, кто должен был это заранее предвидеть, но не предвидел и не сумел предотвратить.

При несении караульной службы допущены промахи, особенно в охране следственного изолятора - там не были поставлены бетонные заграждения, что позволило преступникам на тяжелой автомашине опрокинуть ворота, а затем захватить территорию СИЗО. В этом, конечно, есть виновные, и они будут отвечать перед законом.

Я уже вчера принял некоторые решения, о которых при необходимости вы узнаете. Прежде всего, начальник управления милиции области будет освобожден, также будут освобождены от занимаемых должностей некоторые другие областные и городские руководители.

Если ты служишь в этом городе, несешь службу, то должен знать настроения людей, должен знать, что завтра может произойти. Если служба безопасности, милиция об этом не знают, то, я считаю, что они плохо несут службу. Вот, что я могу ответить на Ваш вопрос.

П. Бём, немецкий журналист. Сколько людей собралось вчера на центральной площади? Можем ли мы сейчас поехать в Андижан?

Ислам Каримов. Во-первых, на площади никто не собирался. Собирались в трех точках, я уже говорил об этом. Первая точка - это здание областного хокимията, которое они захватили и где окружили себя живым щитом из родственников - женщин, стариков и детей. Вторая точка - это территория перед зданием УВД, которое они штурмовали. Там тоже было человек 200-300. А третья точка - площадка перед зданием СНБ. На каких-то других площадях никто не собирался.

Что касается разрешения, то, я думаю, этот вопрос в установленном порядке будет решен Министерством иностранных дел, которое дает ак­кредитацию журналистам. Оно предоставит вам возможность поехать и посмотреть все, что вас интересует.

По моему мнению, когда происходит военное столкновение, идет стрельба в городе, лучше остеречь журналистов в плане проявления бесстрашия при съемках каких-то сцен. Так будет гуманно. Думаю, завтра или послезавтра вам эта возможность будет предоставлена. Мы ничего не собираемся скрывать от вас. Знаем, что это бесполезно.

В любом случае все факты вам станут известны. Я в этом не сомневаюсь. Что касается их толкования, то это уже дело вашей совести. Сегодня вы слышали мой комментарий. Завтра вы поедете туда, в Андижан, встретитесь с людьми и получите свое представление. Естественно, родственники тех, кто погиб, тех оболваненных молодых людей скажут свое мнение. При этом надо просто учесть, что ни одна мать не скажет, что ее сын бандит. Ждите, что будут жалобы, ждите, что будут другие какие-то инсинуации. Будьте готовы ко всему этому.

С. Турсунова, корреспондент редакции "Ахборот" Узбекского телевидения. Сейчас многие говоруны-политиканы начали прогнозировать, что в Узбекистане начнутся такие же события, как в Кыргызстане и других странах бывшего СССР. Вы, как руководитель Совета безопасности, как Главнокомандующий ВС Узбекистана, как оцениваете действия силовых структур страны - МВД и СНБ?

Ислам Каримов. Они и должны разглагольствовать, распространять клеветнические измышления. Если они этого не сделают, то не получат вознаграждения. Среди них есть и выходцы из нашей среды, не буду называть их фамилии, но вы их хорошо знаете. Один из них во времена СССР работал в Ташкентском обкоме, в отделе пропаганды, был секретарем обкома по этому вопросу. Кто он сегодня? Один из любимых Западом писак.

Пусть каждому человеку диктует его совесть, каким путем он будет зарабатывать свой хлеб. Но придет время, и он ответит за свои деяния. Видите ли, вчера он был ярым приверженцем коммунистической идеологии, а сегодня предлагает свои "демократические" услуги Западу.

К сожалению, наши журналисты как будто стесняются говорить наравне с западными коллегами, не готовы вести равный диалог. Им не хватает квалификации, знания языков. Отвечая на Ваш вопрос, хочу сказать, что если оценивать работу правоохранительных органов - МВД и СНБ, то будет неправильным сказать, что я на все сто процентов доволен. Я могу Вам сказать, что в последнее время мы провели большую работу с ними, а вчерашние андижанские события являются для них большим испытанием, из которого они должны сделать соответствующие выводы.

События в Андижане являются большой трагедией для Узбекистана, для всего народа. Истинные патриоты не рады этому событию. Мы должны сделать все, чтобы такая трагедия не повторилась. Я не могу дать гарантию, но мы должны сделать все, чтобы такие трагедии больше не повторялись.

Я могу Вам сказать, что в середине июня этого года в Ташкенте будут проведены широкомасштабные военные штабные учения. Я подписал постановление об этом две недели тому назад. Целью этих учений является предотвращение любых террористических актов, таких, которые произошли в 2004 году в Ташкенте. В учениях будут участвовать сотрудники МВД, СНБ и других правоохранительных органов.

М. Уитлок, корреспондент Би-Би-Си. Я бы хотел уточнить, кто сегодня собирается на площади в Андижане, кто они?
Ислам Каримов. Ну, я уже ответил на этот вопрос. Там собираются не представители общественности, как бы Вам этого ни хотелось, а родственники тех, кто участвовал в прошедшей акции, прежде всего жены и дети тех, кто погиб.

В связи с этим еще раз хочу вас заверить, что какие бы там проявления ни были, по отношению к ним никакой физической силы применяться не будет. Я могу понять их. Женщины сами никогда не участвуют, но сердцем они всегда на стороне своих близких. Женщина потому и женщина, что все воспринимает сердцем. Разум тут всегда на втором плане.

Что касается Ваших слов о ранней реакции на события в Андижане, что будто бы все сотрудники правоохранительных органов разбежались, то, я думаю, Вы тут не правы. Никто никуда не разбегался, люди в милиции и службе безопасности города Андижана и области вели себя мужественно, я могу это утверждать. И никто не проявил ни тени страха. И нет никаких оснований говорить, будто все разбежались и в городе царило полное безвластие. Каждый выполняет свой долг. Я хочу это сказать Вам на будущее.

М. Головнина, корреспондент агент­ства "Рейтер". Вчерашние события, несомненно, произвели большое впечатление на народ, взбудоражили людей. Возможны ли новые волнения? Какие меры Вы будете принимать, чтобы это предотвратить?

Ислам Каримов. Во-первых, я хочу вопросом ответить на вопрос. Какие признаки волнений Вы видите в городе Ташкенте, где Вы ездите каждый день? Все дороги открыты. Или Вы видели какие-то признаки волнений? Вы можете мне ответить? Если сегодня нет волнений, то что, они должны быть в будущем?

Я думаю, что нет логики в Вашем рассуждении. Сегодня Вы проехали спокойно и вчера ездили спокойно, в городе не видели никаких признаков волнений. Думаю, что чем больше мы будем удаляться от этой даты, чем больше информации дадим народу, тем больше он будет успокаиваться. Но признаков волнений в городе Ташкенте, где многие знакомы Вам, пока не видно. И я не получал никакой информации.

Конечно, тревога есть, прежде всего, в городе Андижане и Андижан­ской области. Но это - переживания людей, которых коснулась трагедия. Ведь те, которые готовились к этой акции, имели среди населения сторонников.

Я достаточно осторожен, когда даю оценки тем или иным событиям, тем или иным силам, которые участвовали во вчерашних событиях. Но я не исключаю, что среди населения той же Ферганской долины, а возможно, и у нас здесь, в Ташкенте, есть те, кто сочувствует им.

Мы оцениваем события достаточно объективно. Я Вам отвечу, что мы предпримем все, чтобы в дальнейшем предотвратить подобные трагические события. Хочу, чтобы Вы эти слова опубликовали. Я уважаю Агентство "Рейтер" и имею достаточно информации о нем. Я лично много раз убеждался в том, что "Рейтер" на фоне других освещает события достаточно объективно.

Теперь о том, что мы предпримем. Мы будем укреплять демократию. Я сейчас не буду своих планов раскрывать, но отмечу, что те программы по либерализации, углублению демократии в нашем обществе, о которых я говорил на совместной сессии палат нашего парламента, будут реализованы.

В той речи было намечено пять направлений. По каждому из них сегодня работает рабочая группа. В ближайшее время я займусь каждой отдельной группой, чтобы реализовать эти предложения в виде указов, проектов законов, которые мы внесем уже на очередной сессии Парламента. Мы уже послали людей в США, в ближайшее время туда снова поедут группы специалистов. Такая же группа отправится в Германию, мы уже об этом договорились. "Для чего?" - можете спросить. Для того, чтобы ознакомиться с опытом Америки и Германии в части либерализации судебной системы, чтобы ознакомиться с системой правосудия, законотворчества и со всем, что связано с применением законов. Не один к одному, конечно, но мы будем творчески изучать и перенимать опыт Европы и США. Это только один пример.

В области телевидения, в области средств массовой информации - все, что было там сказано, обязательно осуществится. Будут и фонды поддерж­ки, прежде всего, негосударственных средств массовой информации. На телевидении будет создан общественный канал и т.д.

Я уже не говорю о строительстве гражданского общества, о расширении фронта работ негосударственных, неправительственных и некоммерческих рынков информации. Все это будет развиваться.

Но самое главное, мы будем развивать сознание людей в духе демократии. Это - основное противоядие против экстремистского религиозного дурмана.

Поэтому, отвечая на Ваш вопрос о том, какие меры будут приняты, скажу так: меры по углублению, развитию демократии с тем, чтобы приблизиться к стандартам гражданского общества.

Да, плохо мы двигаемся, да, недостаточно принимается мер. Но, знаете, есть такая пословица: "Каждый мнит себя полководцем, наблюдая бой со стороны". Поэтому, когда вы наблюдаете за процессами в Узбекистане, конечно, можно давать много советов. Вопрос-то в том, как их реализовать? Советы - это хорошо, но реализация их - это совсем другой, очень трудный вопрос. Потому что по ходу возникает много проблем, среди которых есть очень трудные, чтобы решить их за короткий срок.

И. Брюнеро, корреспондент газеты "Ле Суар", Бельгия. Уважаемый господин Президент, в свете недавно происшедшей смены власти на части пространства СНГ, каким Вам видится в общем и целом будущее Содружества Независимых Государств?

Ислам Каримов. Я благодарен Вам за этот вопрос. Так получилось, что когда мы собрались в последний раз в Москве, восьмого числа, перед Днем Победы, эта тема обсуждалась, но материалы этого заседания не были опубликованы. Но мне бы хотелось, чтобы по этим материалам кто-то опубликовал хотя бы краткий обзор.

Я прочитал сообщение Интерфакса, где приводятся отдельные высказывания, подобраны поздравления по поводу 9 Мая, мол, и этот поздравил, и тот поздравил, и т.п. Что касается Президента Каримова, то там сказано: "Президент Каримов сердечно поблагодарил Президента Путина за теплый прием и поздравил его с днем 9 Мая". А между тем я там выступил с довольно резкой критикой, и не просто критикой, а жесткой оценкой положения дел в СНГ.

При этом нарисовал две картины будущего этой организации. "Картины" - это не то слово, на самом деле это два возможных сценария, как будет развиваться СНГ.

В соответствии с первым вариантом, сторонником которого я являюсь, перспектива СНГ видится, прежде всего, в реализации модели Европейского Союза. Этот Союз создавался начиная с 1947 года, когда был учрежден "Концерн угля и стали". Я, конечно, подчеркнул, что должны быть привнесены и элементы других моделей, допустим, развитых азиатских стран и т.д. Но модель Европейского Союза является лично для меня привлекательной. Конечно, она не нравится господину Лукашенко и еще кое-кому. Но я четко высказал свою точку зрения.

По-моему, наиболее перспективен этот путь развития. Он может оживить СНГ, дать ему новое дыхание. Перспектива, когда каждый член Содружества сможет найти свое достойное место, - это развитие по модели Европейского Союза.
Более того, я предложил на пути к такому союзу создать, в первую очередь, зону свободной торговли. И только после этого можно будет переходить к дальнейшей перспективе, подчеркиваю, долгосрочной перспективе - к созданию единого экономического пространства, о чем сегодня так пекутся четыре государства. Но, повторяю, только создав зону свободной торговли, можно выйти на этап создания единого экономического пространства.

Ну и, разумеется, в области развития демократии и строительства гражданского общества мы должны будем перенимать стандарты Европейского Союза. Это мое твердое убеждение. Те демократические ценности - система образования, социальные гарантии, социальные права населения, которые присущи Европейскому Союзу, полностью подходят для нас. Я, конечно, не говорю о слепом копировании этой системы. У нас свой менталитет, свои проблемы, и мы будем учитывать это.

Вторая альтернатива, о которой я сказал, - СНГ сохранится в том же аморфном виде, в котором оно сегодня существует. Это, конечно, кому-то и нравится, но мне, например, нет. Мне кажется, что мы должны собираться не для того, чтобы просто поговорить, сделать разные заявления и, как говорится, "попиарить". Знаете, это сейчас очень модно - использовать трибуну СНГ, чтобы выступить с очередной громкой инициативой. Выдвинуть инициативу ради выдвижения. Потом долго рекламировать по телевидению с помощью своих журналистов, как сей государственный муж здорово выступил, какие критические замечания сделал и т.п. А на поверку оказывается, что это было повторение того, о чем было сказано уже сотни раз.

Может быть еще и третий вариант - СНГ прекратит существование, его вообще не будет, он просто уйдет в историю, а отношения между государствами-участниками будут поддерживаться только на двусторонней основе.

Вот три варианта перспективы СНГ. Я склоняюсь к первому варианту. И думаю, что народ нашей страны полностью поддержит меня. В таком случае, т.е. когда население нашей страны, состоящее в основном из мусульман, поддержит именно европейскую модель построения СНГ, то это явится несомненным нашим успехом.

Думаю, на этом можно закончить. Спасибо за внимание.

14 мая 2005 года,
Ташкент, Аксарай

 

Хроника антитеррористической деятельности Узбекистана... подробнее
Участие в международной борьбе с терроризмом... подробнее
Узбекский народ никогда и ни от кого не будет зависеть... подробнее
Пусть "Камолот" станет настоящей опорой и поддержкой молодежи... подробнее
               
Designed by Lim M.V.
 
Hosted by uCoz